Объём российского рынка платного телевидения превысил 47,5 млрд рублей по итогам 2012 года. С такими данными выступил генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Обсуждению итогов 2012 года для игроков российского рынка платного телевидения была посвящена пресс-конференция, проведённая компанией «МИДЭКСПО» — организатором выставки CSTB’2013.
«Рост рынка платного ТВ за год составил 19%», — заявил Денис Кусков. Президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин добавил, что этот показатель превышает среднеотраслевые темпы роста, составляющие около 5%.
Число пользователей превысило 30,5 млн абонентов, тогда как годом ранее их было 26 млн. Уровень проникновения сервиса превысил уже 56%, то есть более половины домохозяйств РФ присутствуют на рынке платногоТВ.
На рынке платного телевидения лидирует компания «Триколор ТВ». Количество абонентов оператора составило 8,8 млн домохозяйств. Вторым по количеству абонентов оказался «Ростелеком», отставая от конкурента чуть более чем на 2 млн пользователей – 6,6 млн подключенных домохозяйств. Замыкает тройку лидеров оператор МТС со 2,9 млн абонентов. В восьмёрку операторов, на сегодняшний день контролирующих рынок платного ТВ, также вошли “ЭР-Телеком”, “Акадо”, “Орион Экспресс”, “ВымпелКом” и “НТВ Плюс”. Суммарная аудитория этих операторов превышает 24 млн домохозяйств.
Говоря о структуре рынка платного ТВ по платформам, Денис Кусков отметил, что кабельное телевидение пока занимает 56% рынка, спутниковое – 35% и IP TV – 9%. При этом эксперт отметил, что доля кабельного ТВ снизилась на 4% за прошедший год.
Президент АКТР Юрий Припачкин добавил, что в ближайшие два года тенденция развития платного кабельного ТВ продолжится. Одной из причин этого должен стать переход телевидения с аналогового на цифровое вещание к 2015 году.
По уровню проникновения услуг платного телевидения по итогам 2012 года лидируют Центральный (68,2%), Северо-Западный (66,1%) и Приволжский (50,1%) Федеральные округа. Самыми перспективными для развития рынка платного ТВ Денис Кусков назвал Южный и Дальневосточный Федеральные округа, где сегодня уровень проникновения платного ТВ составляет 42% и 45,1% соответственно.
В 2011 году число абонентов платного ТВ в России составляло чуть более 26 млн домохозяйств, в 2012 году — 30,5 млн. К концу 2013 года абонентов должно стать уже 33 млн, а к 2015 году — 37 млн. При этом Юрий Припачкин подчеркнул, что под абонентом понимается не один человек, а домохозяйство, которое может насчитывать более 5 потребителей контента с разными интересами и потребностями.
Доля кабельного ТВ продолжит снижение за счёт роста IP TV. При этом доля спутникового ТВ останется на прежнем уровне. Одной из причин этого является отсутствие во многих регионах России инфраструктуры, позволяющей развивать кабельное и IP TV.
Как отмечает Денис Кусков, активно развивается у операторов и очень востребован у абонентов рынок “мультискринов”, когда абонент имеет возможность потреблять один и тот же видео-контент и с экрана телевизора, и со сматрфона, и с монитора ПК. По словам директора аналитического агентства Telecom Daily, конкурентоспособность этого рынка является его основным достоинством. У каждого пользователя есть возможность выбрать именно ту компанию, именно то предложение, которое его устраивает и по качеству предоставления услуг, и по ценовым параметрам.
Шахманова Юлия, директор по контенту оператора «Триколор ТВ», отметила, что за последние несколько лет в компании наблюдали только увеличение объемов платного ТВ. “С нашей точки зрения рынок спутникового ТВ будет только развиваться и прогрессировать”, — уверена она. Среди основных достижений “Триколор ТВ” Шахманова выделила запуск вещания каналов оператора в HD-качестве и достижение порога в 1 млн HD абонентов. “В дальнейшем мы будем только развивать этот проект, потому что на наш взгляд за телевидением высокой четкости будущее российского телекоммуникационного рынка”, — отметила она.
Замдиректора “Триколор ТВ” также обратила внимание участников пресс-конференции на то, что зрителя не интересует техника доставки сигнала – будет ли это спутниковое, кабельное или IP TV. “Выбирая провайдера, абонент смотрит на набор и качество каналов и доступность услуги в целом”, — считает она. В этой связи для “Триколор ТВ” как для вещателя очень важно мнение зрителя, поэтому компания заинтересована в развитии правообладателей контента, совершенствовании технологий производства оборудования. С другой стороны, по словам Шахмановой, за последние несколько лет сменилось поколение зрителей, изменились форматы телесмотрения. Теперь зритель готов выбирать, что ему смотреть и как. “Это, на мой взгляд, должно сподвигнуть и операторов, и правообладателей работать ещё более плотно, потому что только совместное взаимодействие позволит нам сохранить ту вертикаль качества, которую мы достигли сейчас”, — заключила Юлия Шахманова.
Изменения в поведении абонента отметил и Дмитрий Багдасарян, директор по фиксированному бизнесу и ТВ в компании МТС. Отметив высокий уровень проникновения ТВ в России, он сообщил, что всё чаще работающий телевизор в доме остаётся фоном, при котором пользователь может заниматься другими делами — например, читать газету или готовить еду и даже слушать музыку. С другой стороны появилась модель телесмотрения в дороге, в машине, а не только дома на диване. В этой связи Багдасарян назвал инновационным предложение МТС набирать пакет поканально, подключая только те каналы, которые пользователь и планирует смотреть.
Отвечать изменившимся запросам аудитории должно и мобильное ТВ. “У нас были сомнения в успехе этого проекта, но он превзошел все наши ожидания”, — заметил представитель МТС. По его словам, вскоре после запуска мобильного ТВ от МТС количество абонентов приблизилось к 1 млн. “Следующий логичный шаг – установка гибридной платформы, которая позволит нам не просто с точки зрения контента, но и с точки зрения технологий объединить контент в рамках одного единого предложения, доступного для всех экранов”, — пояснил он.
Говоря о достижениях МТС за 2012 год, директор по ТВ МТС сообщил о запуске цифрового вещания оператора по всей стране. “Всего за 7 месяцев мы “апгрейдили” более 60 млн станций по всей стране, и их вещание стало доступно в цифровом формате. С сентября услуга стала доступна в коммерческом режиме”, — заявил Багдасарян.
Одним из важнейших проектов МТС Багдасарян назвал модернизацию МГТС, переход на оптику в квартирах. “Безусловно, ключевой составляющей этого предложения будет также телевидение”, — сообщил он.
Комментируя поведение пользователей, Багдасарян отметил особенно высокий всплеск интереса аудитории во время спортивных событий. Ему вторит Анатолий Сморгонский, директор по маркетингу Московского региона компании «ВымпелКом». Одним из достижений компании в России он назвал участие оператора в сопровождении крупных спортивных мероприятий.
Среди основных особенностей рынка ТВ в России Сморгонский назвал миграцию контента с телевидения в интернет и наоборот, когда зрители смотрят записи программ в интернете, чтобы не привязываться к эфиру, а телеканалы, в свою очередь, открывают онлайн-вещание на сайте. Одновременно с этим растёт сегмент HD-вещания. За год доля просмотра HD-каналов пользователями “Билайн ТВ” выросла в 1,5 раза, а 77% заказов VoD «Билайн ТВ» (видео напрокат) было на вещание в HD-качестве. Однако Сморгонский отметил, что пока HD TV нельзя назвать массовой услугой. При этом нельзя забывать и о высокой степени видеопиратства в России.
Проведение пресс-конференции было приурочено к выставке CSTB’2013, которая откроется в Москве 29 января. По словам Ирины Недумовой, генерального директора организатора выставки CSTB – компании «МИДЭКСПО», в мероприятии примут участие более 500 компаний из 26 стран. Откроет выставку круглый стол, посвященный основным вопросам отрасли. В обсуждении примут участие представители Минкомсвзи, Роскомнадзора, а также крупные игроки рынка. Впервые в рамках выставки будет проведён мобильный мультимедийный форум, где будут обсуждаться вопросы мобильного сервиса и контента. Планируется, что в форуме примут участие представители большой тройки мобильных операторов — МТС, “МегаФона” и “ВымпелКома”. “Пользователей смартфонов и планшетов становится всё больше, все они начинают пользоваться видеоконтентом, поэтому телевидение не остаётся в стороне”, — прокомментировала Ирина Недумова.