Операторы связи МТС, «ВымпелКом», «МегаФон» и «Ростелеком» объявили о совместной реализации проекта по обеспечению мобильной связью магистральных автомобильных дорог федерального значения. К строительству базовых станций вдоль автодорог планируется приступить в первом квартале 2013 года. Реализация проекта займет до девяти месяцев и обойдется примерно в 3,2 млрд рублей.
Связью планируется обеспечить трассы «Байкал», «Каспий», «Урал» и «Уссури», общая протяженность которых составляет порядка 9000 км. Эти автотрассы проходят через двадцать регионов России от Москвы до Владивостока, образуя так называемые транспортные коридоры «Север-Юг» и «Запад-Восток». При этом предусмотрено совместное использование инфраструктуры и государственно-частное партнерство.
Для сравнения, на обеспечение связью трассы «Амур», соединяющую Читу и Хабаровск, в прошлом году было направлено 4 млрд рублей, из которых половину выделили операторы, а другую – государство. При этом, длина трассы составляла 2165 км, тогда были установлены 103 базовые станции, а работы велись все те же 9 месяцев.
«Процесс обеспечения услугами сотовой связи весьма трудоемкий и непростой. Не достаточно просто поставить базовые станции, необходимо сделать еще массу работ как по оптимизации сетей, так и подводу оптики», — отмечает директор ИАА «Telecom Daily» Денис Кусков. Он полагает, что в данном случае 9 месяцев – это очень сжатые сроки.
Согласно исследованиям агентства, сейчас на федеральных трассах покрытие отсутствует на 5-10% дорог, а если говорить о реальном предоставлении сервисов, то пробелы доходят до 30%. «В сравнении с трассой „Амур“, тут предполагается больше согласований и географическая рассредоточенность объектов», — считает Кусков.
Общее радиопокрытие магистральных автомобильных дорог федерального значения год назад, по данным Роскомнадзора, составляло 96,6%. При этом сетями МТС охвачены 89,5% российских магистралей, «ВымпелКом» – 83,3%, «МегаФон» – 92,5%, а компаниями группы «Теле 2» – 56,8%. Наиболее высокий процент покрытия в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Наиболее низкий процент отмечается в УрФО, СФО и ДФО. Так, трасса М-51 «Байкал» на участке Челябинск – Курган (УрФО) имеет 71-87% радиопокрытия (в зависимости от оператора связи), трасса М-52 «Чуйский тракт» (СФО) – 71-82%, трасса М-56 «Лена» – 10-74%. С тех пор операторы увеличили покрытие в среднем на 3-4%. Трасса «Уссури» от Хабаровска до Владивостока покрыта связью от МТС и «МегаФона» на 92-93%, а от «ВымпелКома» – лишь на 53%. Трасса «Каспий», идущая из Москвы через Тамбов и Волгоград до Астрахани покрыта сотовым сигналом на 86-93% в зависимости от оператора, а автодорога под названием «Урал» /Москва-Челябинск/ – на 90-96%.
Работы по оснащению федеральных трасс связью выполняться в соответствии с распоряжением правительства РФ от 05 мая 2012 года. О том, что отдаленные уголки страны и территории вдоль федеральных трасс могут быть обеспечены связью посредством совместных усилий государства и игроков рынка и использования совместной инфраструктуры по примеру трассы «Амур», неоднократно говорило прежнее руководство Минкомсвязи. Затем последовала соответствующая инициатива правительства. Как сообщал ранее нынешний замглавы Минкомсвязи Денис Свердлов, одна из главных проблем заключается в том, что при проектировании трасс изначально не учитывалась возможность создания вдоль них инфраструктуры связи. Он пообещал, что Минкомсвязь постарается повлиять на то, чтобы в будущем эти моменты при проектировании дорог учитывались.