X5 в 2013 году запустит первый «магазин будущего» без касс и кассиров

© Энвижн Груп
X5 Retail Group, крупнейшая в России торговая компания, планирует в конце 2013 года открыть первый «магазин будущего» для широкой аудитории, это будет «Зеленый перекресток» в Москве, сообщил журналистам директор по корпоративным отношениям X5 Михаил Сусов.

В понедельник на территории офиса X5 в Москве был запущен пилотный «умный» магазин, в котором для оплаты товаров применяется технология радиочастотной идентификации (RFID-технология). Пока делать покупки в нем могут только сотрудники Х5.

Проект «Магазин будущего» создается силами трех сторон — X5 Retail Group, ОАО «Роснано» и ОАО «РТИ». Соответствующее соглашение компании подписали в июне 2011 года в рамках Петербургского международного экономического форума. Сумма совместных инвестиции в проект составляет 350 миллионов рублей.


Инновацию в массы
© Энвижн Груп «Магазин будущего» - информационный терминал
«Следующий этап — создание первого магазина для публичного использования. Планируем, что в конце 2013 года это будет один из «Зеленых перекрестков», — сказал Сусов. Затем, в течение 2014 года ритейлер рассчитывает открыть еще три магазина в различных регионах. «Скорее всего, в Казани, где-нибудь в Сибири и на Северо-Западе», — добавил представитель Х5. На первоначальном этапе развиваться этот проект будет на базе супермаркетов «Перекресток».

После тестирования технологии в этих первых магазинах будет приниматься решение о ее дальнейшем тиражировании.

Для массового применения радиочастотной идентификации необходимо, чтобы технологию начали применять и сами поставщики. По словам Сусова, Х5 уже начала предварительные переговоры с некоторыми из них. Пока метки на товары Х5 наносит самостоятельно.

Ассортимент пилотного магазина составляет 5,3 тысячи наименований, из которых менее 7% приходится на товары, которые продаются без RFID-технологии. Это товары, упаковка которых состоит из металла, или с использованием фольги, что затрудняет считывание метки. «Пока по таким товарам система работает нестабильно. Но в течение ближайших месяцев будем дорабатывать технологию», — отметил Сусов, пояснив, что в первом публичном магазине планируется использовать метки на 100% ассортимента. К этому времени, как рассчитывают в Х5, стоимость RFID-меток заметно снизится. Сейчас одна метка стоит 3,5 рубля без НДС.

Как подчеркнул Сусов, использование этой технологии в магазинах Х5 «ни на сколько» не повлияет на розничную стоимость товара.

Управляющий директор «Роснано» Георгий Колпачев уверен, что внедрение RFID-технологии может «фундаментально поменять отрасль». «Это как история со штрих-кодами. Ее невозможно использовать только в отдельно взятом магазине или в отдельно взятой сети. Но если существенная доля сетей перейдет на нее, тогда случится этот качественный переход», — добавил он.

Ожидается, что ООО «Магазин будущего» и станет неким системным интегратором, который будет помогать внедрять новую технологию.

По словам Колпачева, «Роснано» планирует продать свою долю в проекте ориентировочно в 2015-2016 годах.


Как это работает
© Энвижн Груп «Магазин будущего» - терминал оплаты
Главная особенность проекта «Магазин будущего» — новая организация системы покупок, не требующая наличия кассиров и продавцов. Автоматическая идентификация товаров (они промаркированы радиометками) позволит отслеживать движение продукции от производителя на склад, со склада в торговый зал к потребителю; контролировать сроки годности; мгновенно получать информацию о количестве и ассортименте на полках и предотвращать поступление контрафакта.

Посетитель выбирает в торговом зале товары, кладет их в корзину и проходит на автоматическую кассу (cканер). Опустив корзину с продуктами в специальный сканер-отсек, покупатель видит на экране терминала информацию о выбранном товаре и общую сумму. Товары в корзине сканируются одновременно, что значительно увеличивает скорость обслуживания. Затем товар оплачивается покупателем на специальном терминале. «Магазин будущего» принимает к оплате наличные средства, кредитные карты и платежи c использованием бесконтактных технологий, в том числе телефонов с NFC.

Кроме того, в «Магазине будущего» внедрены система «Умная полка» и планируется внедрить «Умные тележки». На «Умной тележке», которая пока существует только в прототипе, используется технология позиционирования внутри помещений на базе сети Wi-Fi. «Посетитель сможет ввести наименования товаров с помощью сенсорного экрана тележки, и она самостоятельно проложит оптимальный маршрут по торговому залу», — говорит директор центра новых технологий компании «Энвижн Груп» (входит в ОАО «РТИ») Михаил Миньковский.

«Умная полка» собирает информацию о наличии товаров, и в случае их отсутствия передает информацию сотрудникам магазина. «Магазины недополучают 10-20% выручки из-за отсутствия товаров на витрине», — говорит Миньковский. По его словам, выгода от запуска проекта будет не столько в снижении количества сотрудников и уменьшении общего фонда заработной платы, сколько в увеличении скорости обслуживания. Так, процесс считывания меток занимает всего 12 секунд независимо от количества товара. По его словам, на базе пилотного магазина будут обкатаны технологии, которые потом будут внедрены в публичном магазине.

digit.ru/development/20121217/397514906.html

Яндекс.Метрика